Однако, если серьезно, то прорицать самому и пытаться разобраться в чужих предсказаниях — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Второй способ, если судить по моему личному опыту, куда как безопаснее, тем более что и ответственность за то, что предсказание не сбылось, всегда можно переложить со своих плеч на могучие плечи первоисточника. И сколько ни говори людям, что нельзя просто так заглядывать в будущее, что оно либо непредсказуемо, либо знание о нем может оказаться вредным, но уж больно хочется заглянуть нам в свой завтрашний день еще до того, как он наступил, а потому и туманные центурии Мишеля Нострадамуса еще долго будут представлять особый интерес.
В нашем случае дело тоже обстоит примерно таким же образом, однако, не взваливая на себя бремя славы пророка, мы все же хотели бы сказать, что готовы нести полную ответственность за истинность слов Нострадамуса относительно наиболее значительных событий нашего ближайшего будущего. И у нас есть на это веские основания. В свете открывшихся нам новых фактов можно утверждать, что, на наш взгляд, наступило время, когда вместо невразумительного оккультиста перед нами должен открыться новый образ доктора Нострадамуса, образ ученого, который знал и давал себе трезвый отчет в том, что он делает.
Впрочем, давайте наконец приступим к поиску заветного ключа, позволяющего нам разобраться в невероятно запутанных катренах-четверостишиях, составляющих центурии, и прежде всего хотелось бы задать первый вопрос — а что, собственно, мы ищем? Что представляет собой этот заветный «золотой ключик» от несметных сокровищ пророка? Какая-нибудь тайная шифровка, позволяющая привязать четверостишия к определенным датам? Или, скажем, особый порядок расположения пророчеств? Известно ведь, что трудно искать какую-либо вещь, если мы даже не знаем точно, как эта вещь может выглядеть.
Перед нами лежат десять книг, десять центурий, в которых провидец зашифровал свое видение событий грядущих столетий. Более тысячи четверостиший, полупонятных или вовсе непонятных намеков и в довесок к этому еще два предисловия (см. приложение в конце книги). Первое предисловие Мишель Нострадамус посвятил своему сыну Цезарю. Ну и что? Туману от этого стало не меньше, а даже больше. Почему, собственно, пророк то и дело намекает, что Цезарь способен отыскать ключ к центуриям, если, будучи отцом, он мог открыть ему этот ключ и без этого? Ну, на худой конец, записку оставить, вместо того, чтобы доверять информацию типографскому станку. Так нет же, Нострадамус пишет, что нет иной возможности, поскольку к тому времени, как сын достигнет нужного возраста, бумага успеет истлеть! Неужели в шестнадцатом веке бумага была такой нестойкой, что истлевала всего-то за двадцать лет? Что за ерунда?
Второе предисловие, известное как «Послание Генриху II» и вошедшее в десятитомный сборник пророчеств, подготовленный пророком к изданию при жизни, таит в себе еще большее число загадок. Само название уже способно навеять кое-какие подозрения — «Непобедимому Генриху, могущественнейшему и всехристианнейшему королю Франции, Второму». Очень интересно. Слово «второй», в переводе на русский может иметь еще одно значение — «другой, иной или даже несравненный». К тому же, по верному наблюдению многих исследователей, слово «второй» если, конечно, это титул Генриха Второго, стоит совершенно не на месте. Если допустить, что такая погрешность у Нострадамуса не случайна, это название следует читать совершенно иначе — «Генриху, такому-то и сякому-то, но не тому, а другому, а может быть, даже и Несравненному». Понимай как хочешь.
Нет, всякое может быть. Возможно Нострадамус попросту поленился величать короля его настоящим титулом и потому исказил его. Вдруг он решил черкануть письмецо монарху просто так, на скорую руку, и ему было недосуг обращать внимание на правила этикета и на грамматику французского языка? Пустяки, монархи, они очень добродушные ребята и запросто извиняют подобные оплошности, тем более что дифирамбы, коим провидец уделил чуть ли не половину послания, и вовсе сглаживают нехорошее впечатление от этой фривольности.
Все может быть, да вот беда, пророк, успевший уже убедиться в полнейшем равнодушии царствующего монарха Генриха II к своей персоне, не мог не знать, что Генрих и читать это письмо не станет. Не прислушался же он к отчаянному предупреждению провидца не участвовать ни в каких турнирах в 1559 году.
Мало того, что Нострадамус довольно живописно и точно описал сцену гибели короля за четыре года до того, как она в точности произошла, он еще и попытался предостеречь Генриха в личной беседе, но монарх оказался равнодушен. Заплатив пророку оскорбительно низкую цену, которой едва хватило на то, чтобы окупить дорожные расходы до Парижа, он навсегда забыл о Нострадамусе. Зато смерть недоверчивого и равнодушного короля заставила всех говорить о невероятных способностях пророка.
И все же, зачем было писать столь пространное и обстоятельное письмо тому, кто совершенно не испытывает интереса к данной теме? Тем более что речь в послании идет о таком отдаленном будущем, что для Генриха это и вовсе теряет всякое значение. Даже его супруга, Екатерина Медичи, испытывающая к Нострадамусу мистическое уважение, и та отнеслась к этому туманному письму довольно сухо, ибо ничего не поняла из того, что там было написано.
Странно все это. Очень странно. «Я ослеплен тем царственным вниманием, которое было мне даровано с тех пор, как я после долгого затмения осмелился показать свое лицо перед неизмеримым блеском Вашего Божественного Величества!» — пишет пророк, и остается только предположить, что он намекает на полученный им однажды снисходительный кивок, смехотворный даже для уличных гадалок гонорар и полнейшее невнимание к своей персоне.
Дальше — больше. «Я ищу возможность, чтобы мое особенное умение стало известно Вашему Величеству в еще большей мере». Куда уж больше? Больше, чем полный ноль? Вот и выходит, что письмо, скорее всего, имело какого-то другого адресата и не исключено, что этот адресат появился на свет только лишь в нашем столетии. А может, и не успел еще появиться. Возможно даже, что этот таинственный адресат и в самом деле будет тем самым королем, о котором Нострадамус неоднократно упоминает в своих четверостишьях-катренах. Не знаем, мы свое дело сделали, теперь остается вручить это письмо «будущему королю». Думается, что недостатка в кандидатах здесь не предвидится. Куда-куда, а на трон всегда найдутся охотники. Впрочем, мы опять забегаем вперед.
Итак, мы вкратце перечислили то, что, на наш взгляд, представляет наибольший интерес из всего литературного наследия доктора Нострадамуса. Есть и другие произведения, однако, по имеющимся у нас данным, основная информация заключена именно в вышеуказанном десятитомном труде.
На сегодняшний день бытует мнение, что ключ к пророчествам следует искать применительно к тому, чтобы восстановить первоначальный порядок четверостиший, которые осторожный автор вполне сознательно перемешал и переставил местами. Достойная точка зрения.
Логично было бы допустить, что если истинный порядок катренов будет восстановлен, то перед нами сразу бы развернулась во всей своей полноте картина прошлых и будущих событий. К примеру, прочитали бы катрен, посвященный Наполеону, стало быть, тот, который идет за ним, относится к более позднему периоду.
Такая точка зрения довольно заманчива, однако если вы читали данные четверостишия, то, конечно же, заметили всю их неоднозначность. В конце концов, в них ведь нет ни дат, ни конкретных фамилий, есть только описания каких-либо сражений, интриг и характеров. Опять же, ну и что? Все войны похожи друг на друга, везде кого-нибудь убивают, кого-нибудь захватывают, кого-нибудь предают. С характерами то же самое — поди отличи характер Наполеона от характера Гитлера, если вся информация содержится буквально в паре слов и эпитетов. Одним словом, боюсь, что даже если настоящая последовательность катренов будет однажды восстановлена, их все равно в равной мере будет можно отнести к самым разнообразным событиям, а стало быть, и ясности не прибавится ни на грамм.
Так что же в этом случае мы ищем? Что мы хотим понять из коротких стихов Мишеля Нострадамуса? Если не считать авторов многотомных трудов, которые находят в этих катренах источник своих доходов, то получается, что исследователи тратят свое время, не очень-то понимая, что они, собственно, хотят найти. Нам нужны даты, годы жизни, фамилии героев, ну, хотя бы что-нибудь одно из этого списка, иначе пророчества так и останутся непонятными, поскольку применять их можно будет к самым разнообразным событиям как прошлого, так и будущего.
Подобные размышления ставили в тупик уже не одного искреннего исследователя, жаждущего проникнуть за порог тайны. А может быть, и нет у Нострадамуса никакого ключа? Может, это просто такая своеобразная шутка и пророк злорадно хихикал в своем кабинете, представляя, как его потомки будут отчаянно биться головой о стену в тщетной надежде докопаться до того, чего попросту не существует? Может быть. Вот только непонятно, стоило ли ради такой шутки рисковать сожжением самого себя на веселом костре инквизиции? Стоило ли сносить злобные насмешки своих современников, которые ранили Нострадамуса в самое сердце? Да нужно всего только познакомиться с биографией этого неординарного, искреннего и крайне ранимого человека, чтобы понять — предположения о шутке Нострадамуса вряд ли имеют под собой основания.
Но это пока лишь догадки. Всего-навсего предчувствие того, что неспроста написаны эти строки, что должен быть где-то обещанный нам ключик, позволяющий развеять оракульский туман и внести в Центурии хоть какую-то ясность. И эти предчувствия получили веское подтверждение в тот день, когда мы впервые заметили одну небольшую строчку, спрятанную среди дифирамбов, обращенных к Генриху или его двойнику из далекого будущего:
«Единственное мое желание состоит в том, чтобы выйти из моего темного и до сих пор неизвестного положения».
О каком таком темном и неизвестном положении говорит человек, которого к моменту написания этих строк знала вся Франция? Одни знали его как врача, остановившего несколько эпидемий чумы, другие как еретика, по которому плачет костер, третьи как шарлатана, ну а четвертые — как оккультиста и волшебника. Глупо ждать известности тому, кто и так ее имеет более чем достаточно. Не логичнее ли предположить, что Мишель Нострадамус и в самом деле желает выйти из темноты на свет в том смысле, что ждет момента, когда его предсказания будут расшифрованы? А раз так, то и обещанный ключ логично поискать где-нибудь рядом с этими строками, и ключ этот, скорее всего, должен представлять собой либо какую-нибудь четкую хронологию, либо список фамилий. Это было уже кое-что. По крайней мере, мы хоть начали представлять, что именно нам следует искать! И какова же была наша радость, когда чуть ниже мы обнаружили еще одну фразу:
«Я начинаю с настоящего времени, и иду дальше, вплоть до СОБЫТИЯ, КОТОРОЕ ТЩАТЕЛЬНЕЙШИМ ОБРАЗОМ ВЫЧИСЛЕНО НА НАЧАЛО СЕДЬМОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ».
Оставалось только узнать, что же это было за СОБЫТИЕ,
и попытаться отыскать в тексте какие-либо намеки по этому поводу. Это заставило
нас опять с головой уйти в переводы Центурий и Посланий.
Зато эта непонятность оставляет широчайший простор для фантазии, особенно если у переводчика есть какая-либо своя точка зрения или того хуже — пристрастие. Понравится, к примеру, какое-то пророчество — и возникает непреодолимый соблазн подредактировать его таким образом, чтобы оно удовлетворяло тайным чаяниям переводчика. Именно поэтому, когда расшифровывать Нострадамуса берется американец, то наиболее интересные события у него начинают происходить в Америке, у англичанина — в Англии, у русского, соответственно, в России и так до бесконечности. Хорошо хоть представители племени мумба-юмба не успели еще заразиться модой на интерпретацию центурий в свою пользу.
Вместе с тем такой подход к расшифровке еще более запутал ситуацию — там, где переводчику казалось, что он вносит ясность, теперь образовался мертвый узел, распутывать который уже совершенно бессмысленно. Разве что самому попробовать прорицать будущее, уже безотносительно к первоисточнику. Увы, даже во французских изданиях не обошлось без серьезных редакторских правок.
Все это крайне затрудняло наши поиски, поскольку далеко не сразу удалось найти тексты Нострадамуса, наиболее близкие к оригиналу, и здесь хотелось бы выразить благодарность Н. Скородум, И. Михайловой и их коллегам из Санкт-Петербургского центра по изучению проблем астропсихосоматики. Несмотря на всю непонятность такого названия, эти люди сумели свести свою тягу к редактированию Нострадамуса до минимума. Для нас это был первый настоящий подарок, поскольку мы получили возможность ознакомиться с некоторыми «ошибками и некорректностями» великого пророка. Потом отыскались и необходимые оригиналы XVI века, а также в библиотеке Иностранной литературы нашлись репринтные копии первых изданий, однако для предварительных выводов оказалось вполне достаточно и вышеуказанных переводов. Больше того, во избежание ненужных подозрений в том, что мы подогнали свои переводы к нашей идее, мы решили в первом издании этой книги основывать все свои рассуждения на переводах давно известных.
Итак, какие же это были «ошибки», допущенные великим пророком? Оставим пока в стороне грамматические странности, в конце концов, Нострадамус был врачом, а уж представители этой достойнейшей из профессий умеют записывать свои рецепты таким образом, что потом и сами не всегда могут разобраться в своих каракулях. По крайней мере, нам еще ни разу не удалось разобраться в таинственных закорючках врачебного почерка.
А вот в процессе изучения «Послания Генриху» удалось выяснить, что Нострадамус не только не умел писать, но и законы элементарной арифметики были ему неведомы. Мало того, оказывается, что образованнейший человек своего времени, блестяще выдержавший два экзамена по знанию Священного Писания, что являлось в те времена чуть ли не основным предметом изучения для врача, Мишель Нострадамус и Писание это не знал совершенно! Вот так! Он делал сложнейшие расчеты, он регулярно отчитывался перед инквизиторами в своем уважении к Библии и при этом допускал столь вопиющие ошибки, что одному только Богу известно, как это осталось незамеченным каким-нибудь яростным Торквемадой!
Давайте вместе с вами попробуем пройтись по двум вариантам библейской хронологии, которую Нострадамус приводит в своем послании Генриху. Нам, прошедшим суровую школу марксизма, это, конечно же, понятно и знакомо — о чем бы ты ни писал, но, будь добр, сошлись на классиков. Однако всему есть предел, да и цитаты должны быть по крайней мере без искажений. Нострадамус же оказался слишком уж независим в своем видении библейских текстов. Впрочем, судите сами:
Таблица 1. «Сроки
же наших древнейших предков являются такими. Доверяю себя официальной проверке
более Святейшего Суда:
Первый человек, Адам, жил перед Ноем около 1242 года,
основываясь не на вычислениях язычников, как это дано у Варрона, но только
лишь по свидетельству Библии и на основании моих способностей и астрономических
расчетов.
После Ноя, его самого и всемирного потопа вплоть до появления
Авраама прошло около 1080 лет. Будучи великим астрологом, как никто до
него, Авраам первым раскрыл халдейские письмена.
Затем пришел Моисей около 515 или 516 лет.
Между эпохой Давида и Моисеем было 570 лет, около того.
Затем после между эпохой Давида и временем нашего спасителя
и искупителя Иисуса Христа, рожденного единственной Девой, согласно свидетельствам
некоторых хронографов, было 1350 лет.
Кто-то может сказать, что часть этих вычислений ошибочна,
поскольку не совпадает с вычислениями Эвсевия.
Затем идет время избавления человечества, вплоть до отвратительной
веры сарацинской 621 года, около того».
Таблица 2. «Во всех
случаях верно, эти годы после сотворения мира, до рождения Ноя, прошло
1506 лет. И после рождения Ноя до полной постройки ковчега, перед вселенским
потопом, прошло 600 лет (или даны Солнечные или Лунные, или смешанные),
я придерживаюсь, что священные писания основаны на Солнечных. И под конец
этих 600 лет Ной вступил в ковчег, чтобы спастись от потопа.
И длился этот потоп, всеобщий по земле, и продлился один
год и два месяца.
И после конца потопа до появления Авраама, прошло число
лет 295.
И после появления Авраама до рождения Исаака прошло 100
лет.
И после Исаака до Якова, 60 лет — до часа, когда он вошел
в Египет, до ухода оттуда прошло 130 лет.
И после вхождения (потомков) Якова, в Египет до исхода
оттуда, прошло 430 лет.
И после исхода из Египта до возведения Храма, сделанного
Соломоном в четвертом году его правления, прошло 480 лет.
И после возведения храма до Иисуса Христа, согласно подсчетам
летописцев, прошло 490 лет.
И таким образом по этим подсчетам, которые я проделал,
которые дополняются священными писаниями, получается около 4173 года и
8 месяцев, плюс-минус.
Итак, от Иисуса Христа из-за раскола сект я опускаю,
вычисляя и рассчитывая эти настоящие Пророчества, целиком согласно порядку
цепи, которая имеет свою разгадку, все по законам Астрономическим, и согласно
моему природному чутью».
А теперь возьмем хотя бы такую фразу: «С того времени, как Иаков вошел в Египет, а затем покинул его ...» Откуда это? Из Библии? Вовсе нет. Иаков никогда не покидал Египет, разве что его смерть считать уходом. А откуда взялись даты в «библейской» хронологии, приводимой Нострадамусом сразу в двух вариантах? Мало того, что эти две хронологии абсолютно не согласуются друг с другом, они еще и со Священным Писанием спорят. Так, во второй таблице из десяти дат с Писанием согласуются только четыре или, если с небольшой натяжкой, то пять. Не густо. Кроме того, перечисляя эти искаженные даты, пророк вдруг заявляет: «Таким образом, моя таблица дает в итоге 4173 года плюс-минус 8 месяцев». Чудесно! Жаль только, что если попробовать посчитать эту таблицу под номером «два» самому, то больше 4092 лет никак не насчитаешь. Как же так? Опять Нострадамус ошибся? На 81 год обсчитался?
Кстати говоря, эти кажущиеся несуразицы подвигли отдельных переводчиков на то, чтобы и вовсе вычеркнуть некоторые «ненужные» цифири из таблицы. Все правильно, если я чего-либо не понимаю, то дурак не я, а тот, кто написал эту белиберду. Принцип, известный еще со времен древних греков, уничтожавших непонятные им науки в захваченных странах.
Тем не менее нам почему-то показалось, что дело здесь отнюдь не в элементарной небрежности. Судите сами: на написание относительно небольшого по объему «Послания к Генриху» Нострадамус потратил целый год с четвертью. Причем подчеркнул этот факт, точно указав время, когда он начал — 1557 год, и когда завершил сей труд — 1558-й. Зачем? Не затем ли, чтобы обратить внимание исследователей на то, что в данном тексте все продумано до мелочей и никаких таких ошибок нет? Год с четвертью, по несколько слов в день,— с такими темпами надо было быть круглым невеждой, чтобы не заметить и не исправить своих просчетов!
После некоторого размышления нам стало ясно, что, скорее всего, в этих подозрительно не библейских таблицах содержится нечто большее, нежели простой набор дат и цифр. Кто знал, может быть, в этих датах были каким-то образом зашифрованы года и числа тех событий, которые хотел оставить нам провидец? Или, может быть, эти числа должны были указать последовательность катренов в Центуриях? Предположение о том, что пророк попросту был неграмотен или невнимателен, мы отвергли сразу. Позже мы вновь самым подробнейшим образом вернемся к загадочным хронологиям, пока же хотим оговориться: дабы избежать путаницы, в дальнейшем эти якобы «библейские» таблицы мы будем называть по номерам — Таблица 1 и Таблица 2 — в том самом порядке, в каком они идут в тексте «Послания Генриху».
Теперь следовало поискать еще какие-то намеки и указания, которые стали попадаться нам на глаза все чаще и чаще. Как будто сам Нострадамус шептал на ухо свои подсказки, указывая правильный путь. Это было очень занятно, когда мы начинали неожиданно замечать путеводные нити именно в тех местах, мимо которых еще недавно глаз скользил без особого интереса.
«Я рассчитываю, что в будущем должно произойти примерно столько же событий, сколько и в истекших столетиях».
О каких событиях прошлого говорит пророк — о тех, которые случились реально, или о тех, которые он привел в своих хронологиях? Это еще более укрепило наши подозрения в том, что таблицы Нострадамуса являются зашифрованной хронологией событий будущего. Возможно, провидец лишь упорядочил искомые нами даты, подогнал события под библейский текст и просто увеличил их на какое-то целое число таким образом, чтобы это хоть немного походило на Священное Писание.
Это было похоже на правду, жаль только, что до разгадки нам оставалось все так же далеко. Что мы имели? Некий промежуток времени, протяженностью в 4173 года или, по другой хронологии, чуть больше, и должны были попытаться «сжать» его таким образом, чтобы он уместился между временем написания Послания и датой какого-то таинственного СОБЫТИЯ, которое, согласно заверениям Нострадамуса, «тщательнейшим образом вычислено на начало седьмого тысячелетия». Кстати говоря, вопрос о начале этого злополучного тысячелетия оказался крайне запутанным. По одним хронологиям, оно давно уже наступило, по другим — еще и не начиналось. Кроме того, уж больно неопределенная вещь это начало тысячелетия, где плюс-минус сто лет роли практически не играют,— все равно ведь начало, а не конец.
И еще было ясно, что дату этого СОБЫТИЯ пророк ни за что не оставит на виду. Скорее всего, он также зашифровал ее в своих таблицах, а стало быть, нам необходимо восстановить библейскую хронологию Нострадамуса и попробовать следовать всем его указаниям. И надо сказать, мы были практически уверены в положительном результате наших усилий, поскольку заметили еще несколько абсолютно недвусмысленных подсказок. Первая из двух хронологий Нострадамуса заканчивалась словами:
«Однако, всемилостивейший Король, обстоятельства требуют, чтобы подобные события будущего были опубликованы зашифрованным языком...».
А перед второй хронологией и вовсе черным по белому было записано:
«И потому, Сир, что я излагаю почти неясно эти пророчества, и когда это произойдет и последовательность этого, из-за исчисления этих времен, которые сбудутся, чтобы они не соответствовали или очень мало соответствовали высшему: но то, которое путем Астрономическим, а также через священные писания, это нимало не нарушается никоим образом».
Так вот, свои хронологии Нострадамус самолично назвал
основанными на священных писаниях, сопряженных с астрономическими расчетами!
Иными словами, и катрены, и другие предсказания записаны без четкой системы,
зато вот в этих полубиблейских цифрах действительно содержится точная и
простая информация!